Обзоры игровых новинок
Наши любимые терапевтические игры

Наши любимые терапевтические игры

Иногда видеоигры служат не только развлечением, но и деликатным лекарством от стресса. На время сбежать в виртуальный мир от реальных проблем — отличный способ успокоиться, отдохнуть и привести мысли в порядок. В этой подборке мы рассказали об играх, которые помогают нам выкарабкаться из пучины усталости и уныния.Геннадий Воробьёв. Игры золотой эпохи PopCapКогда-то главным врагом тру-геймеров из комментов были не мобилки, а казуалки — все эти бесконечные игры для домохозяек, где надо собирать три в ряд или искать спрятанные вещи на картинках с кучей барахла. Но даже тру-геймеры любили казуалки от PopCap — на мой взгляд, потому, что те умело погружают игрока в особое состояние дзена. PopCap образца нулевых оттачивала геймплей до идеала, но самое главное, с безумным пиететом подходила к оформлению. Если взрываются бриллианты в Bejeweled — то настолько пафосно, что ты восхищаешься собственной крутостью; если стучат шары из Zuma — то так, что этот мягкий щелчок приносит огромное удовольствие и оседает в памяти; если уничтожаешь последний кирпичик из Peggle — то с замедлением времени, зумом, барабанной дробью и громогласной «Одой к радости», от которой преисполняешься восторга до кончиков пальцев.

Пожалуй, пик PopCap — первая Plants vs. Zombies. Бесконечно позитивная игра, смешная уже на уровне концепции: отважные растения против карикатурных зомби. Но при этом с оригинальным геймплеем, страшно разнообразными уровнями и каким-то невероятным количеством контента (вплоть до зомби-аквариума и милейшей песенки в конце!). Играешь — и душа радуется: несложная, но жутко увлекательная игра, которая всячески тебя подбадривает и покоряет собственным обаянием. Концентрированное описание лучших проектов PopCap.

Наверное, на меня эти игры производят терапевтический, успокаивающий эффект не только потому, что это страшно приятные игры, но и потому, что с ними связана личная история: моя мама впервые прониклась компьютерными играми как раз насмотревшись, как я играю в Zuma. Дальше казуалок у мамы дело не пошло (как-то раз я пытался ей показать игры Amanita Design!), но и вопросов типа «Да что ты нашёл в этих компьютерных играх?» я от неё больше не слышал. Нашли общий язык!

И теперь я периодически возвращаюсь в игры PopCap, если хочу получить беззаботной теплоты и простоты. Жаль, конечно, что студия потеряла лицо: мультиплеерный шутер по Plants vs. Zombies и навязчивые просьбы что-то купить в мобильных Bejeweled отыскать дзен не помогают.

Иван Лоев. Diablo II и «Мафия»
Казалось бы, само бытие прислало меня в эту рубрику рекомендовать всем Factorio, ибо терапевтический эффект от хорошо работающего завода (и налаженной для его снабжения железнодорожной сети) схож разве что с эффектом от регулярной медитации. Однако правда состоит в том, что на пути к возведению этого завода и созерцанию его величия игрока ждут сотни стрессовых ситуаций, виновником которых будет он сам. И тут, конечно, есть эндорфины от решения проблем каждые пять минут, но также есть вечное «Всё работает неидеально, всё можно оптимизировать, и для этого проще ВСЁ перестроить с нуля!». Так что, когда мне хочется просто отвлечься от безумия нашего мира, я иду убивать Диабло!

На самом деле, это своего рода рефлекс — Diablo II: Lord of Destruction со мной уже больше 20 лет. И да, я знаю, что для огромного числа игроков это гриндовая ферма: зашёл, врубил максимальную сложность — и дубасишь боссов на двухсотый круг, чтобы выбить конретную шмотку и собрать какой-нибудь сет, который в Интернете внесён в список лучшего шмота для некроманта.

Но я редкий человек, которому плевать на это всё: я не люблю переусложнённые бонусные механики с изучением рунических слов и запоминанием рецептов для Хорадрического куба, не люблю включать множители сложности, чтобы каждый первый зомбак, кусая меня за пятку, моментально отгрызал целиком ноги и руки, отправляя героя на респавн.

Для меня Diablo — это кайфовое погружение в мрачный (но не до депрессии), изумительно исполненный мир, который завораживающе двигается, звучит и ощущается. Особенно с того момента, как я стал играть в Diablo II с её музыкой, ибо пиратки, в угоду сохранению места на диске, саундтрек выкидывали за борт.

Но даже без неё оставались звуки капель дождя, ворчание демонов где-то за границами экрана, уханье невидимого филина, шелест крыльев летучих мышей в подземельях и многое-многое другое. Diablo, несмотря на почтенный по игровым меркам возраст, многим современным проектам запросто даст фору в умении рисовать звуками и дополнять картинку на экране.

У меня про это есть здоровенный прогон в истории серии, с примерами и остальным, так что лишний раз распинаться не буду. Но если кто-то до сих пор недоумевает, как такая мрачная игра может быть терапевтической и расслабляющей, — вот так и может. Мрачность Diablo ярко выражается всего в нескольких локациях из десятков, а в остальное время герой бегает по нормальному лесу, песчаным барханам и болотам, вполне себе нейтральным.

А главное, я не ищу никаких проблем. Давно выбрал варвара, чей стиль боя меня всем радует, давно знаю, когда и какие способности прокачивать, и мне вполне хватает тех топоров, которые и так выпадают из мобов, потому что дальше «Нормы» я не хожу. И вот игра пройдена за пару-тройку вечеров — можно отложить её, чтобы через полгода-год снова погрузиться в этот омут.

Если же надо убить вечер, но ничего вообще не хочется, — спасает Mafia: The City of Lost Heaven.

Тут история вообще из ряда вон, потому что, как мне кажется, я единственный человек на планете, который любит режим «Прогулка». Не тот, где надо выполнять безумные задания в духе «Три раза присядьте и обегите дом», а тот, где главный герой может шляться по карте, убивать прогуливающихся мафиози, нарушать скоростной режим и получать деньги нарушающими покой граждан способами. А может не нарушать. Потому что начались (лет 15 назад) мои прогулки по «Прогулке» с того, что мне хотелось просто погонять по миру без необходимости торопиться куда-то по миссии. В общем, я искал аналог лейтгейма из серии GTA, когда можно просто бегать и веселиться.

Однако здесь я это практиковал для того, чтобы наслаждаться атмосферой города, — ездил по правилам, слушал удивительную музыку и изучал окружение. Осознание того, что здесь можно валить мафиози со спины ножом, угонять машины, покупать оружие, устраивать пробки, сваливать револьверы, автоматы и 1911-е в кучку, гоняться с ментами и многое другое, пришло десятки часов спустя.